Алексей Сиверкин#siverkin_g#ИД Сиверкин"#siverkin# (siverkin) wrote,
Алексей Сиверкин#siverkin_g#ИД Сиверкин"#siverkin#
siverkin

Одиночество в сети вдумчивой Людмилы Бегун

Пердически хожу читать Люсьен Бегун. Хороший слог, чувство подачи в популярном изложении качественно контрастирующем по сравнению с супругом. Интеллигентно в общем и как правило по существу. То, шта Людмила описывает и на что ссылается ниже - яснопонятно.
Лично для себя в этом году трижды устраивал недельные воздержания от интернета. В тлф сколько бы уведомлений не приходило -ни разу не тянуло нарушить регламент профилактики и свободы от сети. Словом иммунитет есть. Выработанный на фоне интоксикации или переутомления работы с сетью.
Оригинал взят у 63ru в Одиночество в сети
В субботу я как всегда хандрю.
Ибо бухать и тусоваться - настроения, сами понимаете, нет и не будет ещё очень долго.

Да и дети требуют нормального внимания, а не того, который разбитый с похмелья человек в состоянии им уделить:)

Поэтому предлагаю всем почитать текст, нарытый мной в ленте ФБ - не одной же мне пребывать в субботней меланхолии:)


"СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ПАРАДОКС ЗАВИСИМОСТИ И КВАЗИОБЩЕНИЯ.

Современная социальная психология давно уже столкнулась с феноменом «одиночества в толпе» — одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации.
Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Так, среднестатистический офисный работник на протяжении рабочего дня проводит наедине с компьютером не менее 5-6 часов.
Прибавим к этому необходимость телефонного общения, деловую переписку в корпоративных интрасетях и вечерний досуг перед телевизором или с компьютером (виртуальная коммуникация в ICQ или Skype, компьютерные игры) — в общей сумме время, проведённое наедине со средствами коммуникации может составлять не менее 8-12 часов в сутки, что не может не накладывать отпечаток на ценностную сферу и особенности поведения личности.

Феномен интернет-аддикции (зависимости) неоднократно описывался зарубежными (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт, 1998-1999) и отечественными (А.Е. Войскунский, Н.В. Чудова, О.Н. Арестова, Л.Н.Бабанин, 2000) исследователями, в числе симптомов данного зависимого поведения выделялись такие доминанты (А.Е. Войскунский, 2000), как:

Зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «Информационная перегрузка», т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск
в удаленных базах данных; Компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам; Зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых»; Зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
Именно последний симптом в последнее время становится наиболее широко представленным в среде рядовых пользователей глобальной паутины, в связи с экспансией так называемых социальных сетей как российского (Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru), так и украинского (Connect.ua) авторства.
Время, проводимое в поиске, общении, виртуальном флирте и просмотре фото- видеоматериалов о жизни, работе и досуге старых знакомых, бывших одноклассников и однокурсников местами превышает время (и траффик!) для выполнения профессиональных обязанностей, что приводит к блокированию администраторами корпоративных сетей доступа к данным ресурсам.

Надо сказать, что само общение в формате подобных ресурсов с трудом может претендовать на статус полноценной и эффективной коммуникации, это скорее — квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.
Так, например, индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе (имидже) ведущих или героев [1].

Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром — также одна из причин популярности социальных сетей. Чем же так привлекают пользователей Internet социальные сети?
Изначально ответ на этот вопрос дает социально-психологическая категория критериев удовлетворённости общением [1]:
1. Потребность в стимуляции. Человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наиболее важна социальная стимуляция в подростковый период развития человека, когда он ориентируется на социально значимых и авторитетных для него сверстников и взрослых. Не стоит удивляться, если совершенно разные субъекты, не имеющие на первый взгляд ничего общего, успешно общаются друг с другом длительное время: они удовлетворяют потребность в стимуляции. Особенно важна и значима социальная стимуляция со стороны незнакомых людей, которые вдруг неожиданно проявляют интерес к вашей персональной веб-страничке, становясь ее случайными гостями или предлагая перейти к виртуальным «дружеским» отношениям, что само по себе существенно повышает самооценку пользователя (прим. авт.).
2. Потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизменные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают. Людям становится скучно, неинтересно друг с другом, и они стремятся прервать общение — чем и объясняется «чистка» контакт-листов у пользователей социальных сетей с целью удаления неактивных пользователей с необновляемыми, статичными страничками (прим. авт.). В то же время общение может включать в себя весьма сомнительную замену реальных событий — обсуждение других людей на основе слухов и сплетен — а в социальных сетях есть возможность создавать собственные события, подкрепляя фактаж аудиовизуальным сопровождением (прим. авт.). Большинство людей, принимающих активное участие в распространении подобной информации, как правило, имеют мало интересных событий в собственной жизни (основная масса пользователей социальных сетей — офисные работники среднего звена, без особых перспектив карьерного роста и с невысокой зарплатой или же студенты (прим. авт.), что компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей. Однако общение, включающее в себя подобное содержание, на самом деле не удовлетворяет потребность человека в событиях, а лишь заменяет ее на квазиуровне.
3. Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так как каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе данная потребность актуализируется и индивид начинает ее осознавать. В такой ситуации у субъекта может развиться специфическое состояние социальной депривации — лишение чувства социальной поддержки, неуверенность в себе, растерянность и т.д. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое, в свою очередь, поддерживает его самоидентификацию. Процесс самоидентификации требует опоры на других не в меньшей степени, чем опоры человека на самого себя. Обращение к социальным сетям приобретает характер компенсаторного процесса — известны случаи, когда человек, резко сменивший место жительства, работу или страну проживания в целях редукции напряжения и снижения ощущения тревожности, прибегал к многочасовому общению с бывшими соотечественниками, земляками или коллегами по работе в социальных ресурсах — так что нельзя отрицать и позитивные психотерапевтические аспекты функционирования социальных сетей (прим. авт.).
4. Потребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям. Именно их пользователи социальных ресурсов успешно актуализируют, размещая на персональных страничках фото- и видеоматериалы, посвящённые профессиональным успехам или личным достижениям (семья, дети, удачный отдых).
5. Потребности в структурировании времени являются обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э. Берн выделял различные виды структурирования времени, которые он определял как способы времяпрепровождения: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди... — Л., 1992).
Нормальному человеку необходимы различные способы времяпрепровождения и их относительная динамика. К ритуалам относятся все виды конвенционального общения, связанные с общепринятыми нормами (так, например, в социальных сетях существуют напоминания о днях рождения и прочих важных событиях в жизни виртуальных «друзей» (прим. авт.).
Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий (коммуникация в режиме обмена сообщениями через специальную форму, комментарии к странице пользователя, оценка фотографий и видеоматериалов или же переход к более непосредственным формам общения в режиме реального времени — телефон, ICQ, Skype (прим. авт.). Общение, сопровождающее развлечения человека, связано с занятиями, доставляющими удовольствие (обсуждение тем, связанных с отдыхом, хобби, сексом и др. (прим. авт.). Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением (именно для этого в некоторых социальных ресурсах есть опция создания виртуальных семей, индикация социального статуса пользователя, выбор степени приватности персональной станицы с ограничением доступа посторонних посетителей (прим. авт.) в отличие от игр (имеются в виду социальные игры — действия со скрытыми мотивами), включающих в себя манипулятивное общение. Как мы видим, социальные сети, активно развивающиеся в последнее время на территории СНГ, не могут быть однозначно оценены как позитивное или негативное явление в силу ряда взаимоисключающих факторов: Возможность создания собственного «микромира» в формате личной веб-страницы — и одновременно конец всякой приватности и широкий доступ к личной информации неограниченного числа пользователей; Удовлетворение потребности в информации о жизни родных, близких, коллег и знакомых, увы, часто перерастающее в компульсивное (навязчивое) любопытство с непрекращающимся доступом к ресурсу с целью «быть в курсе» всех изменений в «жизни» виртуального партнёра по общению; Выработка навыков эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств — и традиционная (в 90% случаев) фрустрация в ситуациях реального контакта с человеком «по ту сторону монитора». Постепенный перевод реальных отношений (в силу их сложности и неоднозначности) в виртуальную сферу из-за отсутствия желания (и… времени) выстраивать «онлайновую» коммуникацию — увы, но фраза «Я сейчас бегу, даже номер не успеваю твой записать, найди меня Вконтакте!» приобретают всё большую актуальность в нашем информационном обществе…

Литература: [1] Андриенко Е.В. Социальная психология — М.: Академия, 1999 г.; Реуцкий Максим Владимирович, Институт непрерывного специального образования Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, г. Днепропетровск.

Tags: Погода, подарки
Subscribe
promo siverkin july 1, 11:51 4
Buy for 100 tokens
Когда вокруг тысячи разведенных дам с детьми, десятки тысяч просто ищущих принца до пенсии, и останавливающих свой выбор на слесаре Тойота центра - должен признать. Я то, что надо!:) Мои плюсы очевидны. Известный человек, с чувством юмора, великолепным образованием, уникальным жизенным опытом.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments