
О придурковатости правителя уровня Михаил Горбачев можно говорить долго, но вот постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и постановление Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» принятое когда первый и последний президент СССР стал Генеральным секретарем помнят многие. Осуждать или благодарить Горбачева за тогдашнее решение отрезвить трудящихся на фоне создания искусственного дефицита всего и вся?
Это сегодня аппараты для самогоноварения продаются пачками в торговых центрах. А во второй половине 80-х в СССР на самогонщинков смотрели косо. Сажать не сажали, но особого уважения в обществе, где каждая вторая семья знала, что такое бич алкоголизма самогонщики не вызывали.
Лично запах перегара или алкоголя от некоторых родственников с детства вызывал презрение. Ну выпить 2-3-5 рюмок коньяку - это дело, но нажираться то зачем)
В общем отношению властей на Руси к законному и незаконному обороту алкоголя написала сегодня "Комсомольская правда"
Интересно, что предыдущим правителем, который вводил сухой закон, был император Николай II. И тоже через некоторое время - распад государства. Совпадение? Возможно! Но отношения властей и спиртного в нашей стране всегда были сложными. «Комсомолка» вспомнила основные вехи.
Пьем за царя
Пили на Руси слабоалкогольные напитки, в основном на основе забродившего меда и виноградного сока. Водка, которую мы убежденно считаем исконно русским напитком, появилась только в 1552 году, когда Иван Грозный взял Казань. Царь обратил внимание, что в ханстве очень распространены кабаки - доход от которых идет в казну. Идея Грозному понравилась, и он объявил все питейный заведения Руси царевыми кабаками. А скоро появился и запрет для простолюдинов изготавливать и хранить дома алкоголь.
То есть государство получило монополию на спаивание своего народа. Впоследствии законы все ужесточались: так, Борис Годунов запретил продавать алкоголь где угодно, кроме царевых кабаков.
Тяга к трезвости
Но Первая мировая война показала, что с пьянствующим народом далеко не уйдешь. И император Николай II запретил продажу алкоголя. Сначала это была дежурная мера в поддержку призыва, но со временем государь распространил его не только на водку.
Как ни странно, массовых протестов в народе это не вызвало. С одной стороны, многие уже осознали вред повального пьянства. С другой стороны, за сотни лет с царевыми кабаками народ научился добывать алкоголь самостоятельно - черный рынок процветал.
В сентябре 1914 года Николай II в беседе с великим князем Константином Константиновичем, кстати, председателем Союза трезвенников, сказал: «Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки».
Исполнить задуманное он, по понятным причинам, не смог. Зато его дело неожиданно продолжил Владимир Ленин. Пламенный революционер сохранил начинание последнего русского императора. В 1917 году Петроградский реввоенсовет выпускает приказ: «...впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков».
Социализм снимает белые перчатки
Заветы Ильича довольно быстро разбились о реальность. А она была такова, что пускать зерно на самогон крестьянам было намного выгоднее, чем сдавать его государству. В 5, а то и 7 раз выгоднее!
Не помогали ни строгое наказание (3 года тюрьмы), ни десятки тысяч в год конфискованных самогонных аппаратов.
Если не можешь победить что-то, возглавь это - так, судя по всему, рассудил Сталин, настоявший в ходе октябрьского пленума ЦК на расширении производства алкоголя.
Большевики вернулись к методу, проверенному еще Иваном Грозным, - ввели государственную монополию. На смену самогону пришла дешевая водка, но доходы от ее продажи шли не в карман деревенского самогонщика, а в бюджет.
Водка с одеколоном
В 1958 году стартовала одна из самых странных антиалкогольных кампаний в истории страны. Первый секретарь Никита Хрущев не пытался искоренить пьянство как таковое или повысить цены на алкоголь. Его волновали самогонщики.
Journal information